Дискурс эстетический

Дискурс эстетический
(от лат. discursus - рассуждение, логический довод, аргумент)
   коммуникативно-речевая практика обсуждения и рационального обоснования различных художественно-эстетических проблем. Понятие дискурса обрело категориальный статус и концептуальные масштабы в работах Ю. Хабермаса, М. Фуко, А. Гидденса идр. как альтернатива принципам идеологической ангажированности, препятствующим серьезным интеллектуальным изысканиям в самых разных сферах социогуманитарной мысли.
   Постсоветская эстетика обнаружила в понятии дискурса присутствие очистительного катарсического фермента. Долгое время пребывавшая в идеологическом плену классово-партийного подхода, она обрела в концепте дискурса теоретическую платформу для свободной от вненаучных, политических влияний изыскательской деятельности. Эстетический дискурс предполагает исходную установку на предельную непредвзятость при обсуждении философско-эстетических проблем и требует отвлечения от всех привносных мотивов прагматического, нормативно-регулятивного характера, от диктата омертвевших традиций, а также от гнета каких-либо фобий.
   Дискурс - это открытое интеллектуальное пространство, располагающее широкими возможностями для взаимопонимания и согласования позиций. Последнее требует от ученых не только высокой профессиональной компетентности, непредвзятости суждений и оценок свободы от предрассудков и корпоративных ангажементов, но и таких нравственно-этических качеств, как интеллектуальная честность и толерантность. Согласование (консенсус) может достигаться в результате столкновений и апробации теоретических аргументов, являющихся продуктами чистой мысли. Наиболее продуктивными эти столкновения оказываются лишь в атмосфере отсутствия какого-либо вненаучного давления и принуждения. Для достижения дискурсивного консенсуса наиболее предпочтительна «идеальная речевая ситуация» (Хабермас), при которой субъекты коммуникации максимально свободны от идеологических воздействий, а их аргументы и контраргументы в концептуальном отношении уравновешивают друг друга. В этих условиях обнаруживаются скрытые, резервные возможности объединения несоединимого и согласия несогласного.
   Теоретическая модель эстетического дискурса - это соединение элементов сущего и должного. В ней много того, что превращает ее в идеальный образец научного ком- муницирования, выстроенный в соответствии с логикой чистой рациональности, не приминающей во внимание иррациональные компоненты бытия и, в особенности, человеческой природы. Однако в этой идеальности (от слова «идеал») заключается сила, а не слабость данного концепта, его способность выполнять для специалистов по эстетике и научных сообществ нормативно-регулятивную функцию.
   С позиций семиотики эстетический дискурс рассматривается как текст, внутренне связанный единством обсуждаемого предмета, погруженный в живую художественно-эстетическую жизнь и пребывающий в динамике непрестанных изменений, отвечающих с одной стороны изменениям, происходящим в сфере художественной культуры, а с другой - соответствующих логике собственного саморазвития живой эстетической мысли. Текст как конкретная система эстетически значимых смыслов, ценностей и норм обретает в дискурсе максимальную динамичность и способную к самовозрас- танию энергетику, которая из потенциальной превращается в актуальную.
   ◘ Лит.: Иванов В. В. Очерки по истории семиотики в СССР. - М., 1976; Граймас А. Ж., Куртье Ж. Семиотика: Объяснительный словарь теории языка // Семиотика. - М. 1983; Семиотика и искусство- метрия. - М. 1972.

Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. . 2005.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Дискурс эстетический" в других словарях:

  • КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… …   История Философии: Энциклопедия

  • СИМВОЛИЗМ —         худож. направление, сложившееся в зап. европ. культуре в к. 60 нач. 70 х гг. 19 в. (первоначально в лит ре, затем и в других видах искусства изобразит., муз., театральном) и вскоре включившее в себя иные явления культуры философию,… …   Энциклопедия культурологии

  • Гламур — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/17 октября 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можн …   Википедия

  • ИНТЕРАКТИВНОСТЬ — (от англ. interaction взаимодействие) одна из ключевых категорий социологического анализа, описывающая многообразие социальных взаимодействий на различных уровнях: межличностном, групповом, институциональном. И. как социальное взаимодействие… …   Социология: Энциклопедия

  • ДЕРРИДА — (Derrida) Жак (р. 1930) фр. философ, эстетик, литературовед. Основатель деконструктивизма (си:. Деконструкция), ставшего вариантом постструктурализма и получившего широкое распространение в США. Начинал как структуралист, с сер. 1960 х гг.… …   Философская энциклопедия

  • ХАБЕРМАС — (Habermas) Юрген (р. в 1929) немецкий социальный философ и социолог, концепция которого выступает рубежной точкой поворота неклассической философии от модернизма к постмодернизму (см. Модернизм, Постмодернизм). Ассистент у Адорно в Институте… …   История Философии: Энциклопедия

  • ХАБЕРМАС (HABERMAS) Юрген — (р. 1929) немецкий социальный философ и социолог, концепция которого выступает рубежной точкой поворота неклассической философии от модернизма к постмодернизму ( Модернизм). Ассистент у Адорно в Институте социальных исследований (Франкфурт на… …   Социология: Энциклопедия

  • ХАБЕРМАС Юрген (р. в 1929) — немецкий социальный философ и социолог, концепция которого выступает рубежной точкой поворота неклассической философии от модернизма к постмодернизму (см. Модернизм, Постмодернизм). Ассистент у Адорно в Институте социальных исследований… …   История Философии: Энциклопедия

  • ДЕКОНСТРУКЦИЯ —         одно из осн. понятий постмодернистской эстетики, введенное в научный оборот Ж. Деррида. Отличие Д. от многообр. вариантов критики классич. философии в том, что это не критика, не анализ и не метод, но худож. транскрипция философии на… …   Энциклопедия культурологии

  • ЛИОТАР — (Lyotard) Жан Франсуа (р. 1924) фр. философ. С 1959 преподавал философию в ун тах Парижа (Сорбонна, Нантер), с 1972 по 1987 проф. ун та Сен Дени, а также приглашенный проф. в различных ун тах США и Канады, соучредитель (наряду с Ж. Деррида)… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»